Зразок роботи
Одним из актуальных направлений исследования языка в психолингвистическом аспекте является сегодня изучение детской речи. Считается, что освоение речи ребёнком проливает свет на внутренние процессы сознания, сопровождающие речемыслительную деятельность взрослых людей. Действительно, понимание основных закономерностей становления детской речи помогает глубже понять природу ментальных процессов, происходящих во время порождения и понимания речи, а также в процессе языковой игры.
Поднимаемая в данной работе проблема имеет прикладное значение и актуальна с точки зрения методики развития речи и мышления у детей. Она касается приёмов «подключения» детей к языковой игре писателя, приёмов «заинтересовывания» ребёнка особенностями его же речи.
В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).
Целью нашего исследования является определение и описание приёмов имитации детской речи, служащей основой языковой игры в поэзии Д. Хармса для детей. Для выполнения этой цели мы ставим задачи: 1) обобщить и классифицировать особенности детской речи, описанные в научной литературе; 2) найти, описать и классифицировать приёмы имитации детской речи в поэзии Д. Хармса; 4) определить доминирующие средства языковой игры в творчестве поэта.
Чтобы выполнить поставленные нами задачи мы раскроем понятие детской речи, языковой игры и ее типов и, главное, на основе анализа нескольких произведений Даниила Хармса выясним, какие приемы языковой игры с читателем использует писатель.