Зразок роботи
Актуальность теми работы, посвященной исследованию концепта «путь», одного из ключевых в творчестве М. А. Волошина, определяется принципом антропоцентризма, характерного для современного гуманитарного знания. В последние годы все большее развитие получают лингвистические направления, составляющие антропоцентрическую парадигму, в центре внимания которых находятся исследования ментального аспекта процесса коммуникации. Язык изучается как общий когнитивный механизм, как инструмент кодирования информации, как связующее звено между человеком и действительностью. Концепты, понимаемые как структурные единицы человеческого сознания, вызывают наибольший исследовательский интерес, так как именно они хранят совокупность знаний человека о тех или иных фактах действительности и являются частью национальной культуры. Поскольку люди большую часть информации об окружающем мире получают через зрительный канал, восприятие пространства становится ведущим в формировании языковой картины мира. Среди научных работ, в которых изучаются особенности репрезентации пространства в языке и речи; большое количество посвящено как общим вопросам, связанным с описанием суперконцепта «пространство», так и отдельным его составляющими (концепт «путь»).
Исследование проводимое в работе обусловлено недостаточной изученностью концептосферы М. Волошина, выполнено в рамках новой когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы, позволяющей проанализировать лексическую структуру художественных текстов оригинального поэта, философа, культурного деятеля и определить особенности его поэтической картины мира.
Одна из первых попыток объективно осмыслить творческий путь поэта и мыслителя еще при жизни поэта была сделана Е. Данном в его книге «Писательская судьба М. Волошина» (1926). В последующие годы вехи личной и творческой судьбы М. Волошина фактографически точно были изложены в работах В. Купченко и 3. Давыдова. Среди недавних работ, посвященных данному вопросу, можно отметить монографию Э. Розенталя «Планета Макса Волошина» (2000).
Наряду с работами, имеющими историко-биографический характер, в связи с возросшим интересом ученых к личности и творчеству М. Волошина увеличилось и общее количество публикуемых работ, касающихся рассмотрения отдельных тем и образов (В. В. Палачева, А. Власенко, JI. С. Генералюк), анализа поэтики отдельных циклов, стихотворений и поэм (Н. И. Балашов, Т. А. Кошемчук, В. В. Чагина), символики и языковой специфики (Е. Нижегородова, А. А. Шумейко), волошинского мифотворчества и волошинских мистификаций (С. М. Пинаев, И. JL Попова, М. С. Ланде), мировоззренческих аспектов волошинского творчества (Т. Н Бреева, В. Б. Жарких, И. П. Лукшин). Исследованию волошинского творчества посвящены работы зарубежных ученых (например, С. Marsh, Barry Р. Scher, С. Wallrafen). Опубликовано двенадцать диссертационных работ, посвященных творчеству этого художника и мыслителя (И. А. Абрамова, И. Г. Киреева, Е. Н. Сазонова, Т. Н. Бреева и др.). Необходимо подчеркнуть многоаспектность изучения творчества М. Волошина в последние десятилетия, внимание ученых обращено к разным граням его таланта: М. Волошин - поэт, философ, художник, критик.
Проблеме творческой личности в литературно-критическом наследии Волошина посвящены исследования В. П. Купченко, 3. Д. Давыдова, А. В. Лаврова, С. С. Гречишкина, В. А. Мануйлова и др.
Теоретической базой исследования составили научныетруды ученых в области разработки проблем, связанных с языковой концептуализацией мира, когнитивным подходом к изучению единиц языка и речи, а также в области фразеологии и лингвистики художественного текста (Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Л.Г. Бабенко, А.Н. Бабушкина, Л.Ю. Буяновой, А. Вежбицкой, В.В. Виноградова, С.Г. Воркачева, Л.А. Исаевой, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, О.В. Кондрашовой, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачева, А.Г. Лыкова, В.А. Масловой, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия, С.Г. Тер-Минасовой, К.Э. Штайн и др.), работы представителей семиотической школы (Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян), в которых сформулированы принципы структурно-семиотического описания пространства и даны интерпретации важнейших в культурном отношении пространственных координат. Использован теоретический материал с описанием мифопоэтических представлений славян о пути/ дороге (А.Н. Афанасьев, М. Власова, Е.В. Гусева, Е. Левкиевская, СЮ. Неклюдов, О.А. Черепанова, Т.Б. Щепанская и др.)
Цель данной работы исследовать, реконструировать, структурировать и описать концепт «путь». Смоделировать концепт «путь» с опорой на полевую структуру в национально-культурной и индивидуально-авторской языковых картинах мира, сопоставить особенности его реализации в поэзии М. Волошина, что позволит выявить общее и специфическое, коллективное и индивидуальное в авторском концепте.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
рассмотреть существующие подходы к изучению понятия «концепта» в современной лингвистике;
изучить структуру и типологию концептов;
процесс концептуального анализа;
философско-религиозная и фольклорно-мифологическая трактовка «пути»;
словарная характеристика основных репрезентантов — «путь» и «дорога»;
концепт «путь» во фразеологическом фонде русского языка;
художественный текст и языковая личность М. Волошина;
концепт «путь» и его репрезентация в творчестве М. Волошина.
Объектом дипломной работы является рассмотрение особенности и способы репрезентации концепта «путь» творчестве М. Волошина.
Предметом данного исследования является теоретические основы концептологического подхода в лингвистике.
В работе использовались следующие методы и исследовательские приемы: диахронический и синхронический анализ, метод интроспекции, описательный, метод компонентного анализа и интерпретации, сопоставительный метод. Ведущим является метод концептуального анализа, реализации которого способствуют приёмы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, семантический анализ словарных дефиниций и контекстуальный анализ. Применен и метод моделирования, предполагающий представление содержания концепта «путь» в виде полевой структуры.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью применения её материалов в теоретическом и практическом курсе русской лексикологии, лингвистического анализа художественного текста, теории текста, спецкурсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, а также в процессе обучения русскому языку как иностранному. На результаты исследования можно опираться при изучении художественных картин мира в М. Волошина, интерпретации художественного текста.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.