Зразок роботи
ВВЕДЕНИЕ
Специфика религиозного положения афроамериканцев в США – их комплексная религиозная история: большая часть их в бытность ими африканскими рабами была либо мусульманами, либо язычниками, и потому после Гражданской войны практически все они были крещены, так как на том настаивали как прежние их хозяева-рабовладельцы, так и свободные граждане-американцы. В 1870-ые годы в стране появляются и новые, но малые, мусульманские общины, в основном за счёт прибытия мигрантов с Ближнего Востока. При этом проблема отчуждения чёрных, никуда не исчезла, так как возникшая система сегрегации привела к возникновению собственной «субкультуры» американских негров, что мешало их интеграции в общую культуру американцев и способствовало их обособлению. И сами белые христиане, и обращавшиеся в христианство принимали религию как признак цивилизованности – несмотря на свободу вероисповедания в США, христианская мораль играла и играет по сей день огромную роль в той или иной части общества страны, да и сами негры в XIX веке тоже воспринимались некоторыми как потомки библейского Хама, провинившегося в своё время перед Господом и оттого потомство его находилось рангом ниже семитов и иафетян, т.е. потомков Сима и Иафета (ближневосточных народов и европейцев соответственно). Так, к 1880-м годам появились тенденции возникновения религиозно-идейных движений афроамериканцев, базировавшихся на авраамистических религиях; помимо иудаизма и, изредка, христианства, подобные новообразовавшиеся группы выбирали ислам как базу для своей доктрины, так как ислам воспринимался ими религией равноправия всех членов уммы, в пику христианам. Иногда подобные группировки апеллировали к наследию доамериканских культурных традиций предков афроамериканцев – так, как начинали понимать их сами адепты этих доктрин. Так возникло одно из самых первых и крупных учений – «Мавро-американский храм науки», основанный в 1913 году «Ноблом» Дрю Али. По сути, именно «Мавро-американский храм науки», а также Всемирная ассоциация улучшения положения негров, созданная в 1914 году представителем очередного молодого движения панафриканизма Маркусом Гарви, предшествовали созданию идеологии чёрного национализма – идеи о том, что различия между чёрными и белыми американцами неустранимы, и лучший способ разрешения конфликтов по данному вопросу – разделение страны по расовому критерию, либо создание отдельного государства для негров, базирующегося на идее чёрного супремасизма – идее о превосходстве данной расы над другими.
Темой данной дипломной работы стала история чёрного национализма как движения, а также история организаций, провозглашавших своей идеологией оный. Чёрный национализм как идеология никогда не играл существенной роли в собственно американском истеблишменте, однако его влияние на определённые слои общества, особенно маргинальные, трудно переоценить. Существовало множество чёрных националистических движений, но особый интерес представляют собой синкретические идеологии с религиозным компонентом, так как они действуют, по сути, одновременно и как типичные американские секты, и как небольшие, но крепкие политические движения. Последователи оных не просто разделяют какие-либо убеждения, но и истово веруют в них как в предмет своей веры – а сама данная вера пронизана идеологическим компонентом чёрного национализма. Следовательно, подобное сочетание представляет собой весьма любопытный синтез религии и идеологии, а также являет собой пример сочетания оных.
Актуальность работы, равно как и самого вопроса о межрасовых взаимоотношениях в США, состоит в том, что история развития синкретических идеологических культов и история взаимоотношений их с обществом Америки являет собой пример радикальной идеологии, не имеющей какой-либо строгой централизованной силы, представляющей оную, а будто бы «растворённой» в определённой социальной среде; радикализм, проявляемый приверженцами данной идеологии, находит свой отклик в среде как негров США, так и иных граждан страны, и, косвенно, влияет и на политическую ситуацию уже в белом обществе американцев. Так, парадоксально, чёрные и белые супремасисты – при их декларируемых целях, призывающих к борьбе друг с другом ради их осуществления – имеют и общий интерес, проявляющийся в обособлении расовых элементов общества друг от друга, апофеозом чему являются призывы к созданию отдельных национальных государств. Так, заметно, что религиозно-идеологические движения чёрного национализма влияют не только на то общество, на работу с которым направлена непосредственная работа оных движений, но и на всё общество страны в целом, пусть и более косвенным путём.
Объект работы: чёрный национализм как идеология и идейная основа для религиозных движений; история самих движений данного толка.
Предмет: работы и цитаты как самих чёрных националистов – лиц, занятых в управлении и организации данных движений – так и тех, кто взаимодействовал с оными (от простого впечатления от знакомства до создания подражающих идеологий, культов или движений).
Цель работы: определить характер движений чёрного национализма как религиозных и идеологических, а также степень их влияния на культуру негров США, всего американского общества в целом и соответствие их позиций с установками тех, кого они представляют – мусульман и афроамериканцев США, не разделяющих радикальные позиции чёрных сецессионистов.
Задачи:
• Определить виды религиозных и идеологических движений чёрного национализма в США, а также рассмотреть примеры их синтетического сочетания.
• Проанализировать их историю, их идейные установки и взаимоотношения с американским обществом.
• Охарактеризовать движения чёрного национализма как политических субъектов, и если они проявляли политическую активность, то определить степень и сущность оной.
• Проанализировать взаимодействие данных движений с иными религиозными движениями – от устоявшихся организаций и религий до небольших сект похожего толка, коих в Америке очень большое количество.
• Провести анализ СМИ и массовой культуры как формы проявления степени влияния идеологии чёрного национализма на общество и, вместе с тем, общественной реакции на него.
Хронологические рамки исследования охватывают ХХ век, но основной упор будет на вторую половину ХХ века как на время всплеска и пика активности религиозных и/или идеологических организаций чёрного национализма.
В структуре работы 4 (четыре) главы. Первая глава «Историография, источники и методы исследования» представляет собой историографический анализ работ по данному вопросу, а также объясняет целесообразность выбора источников автором. В главе указаны те исследователи, которые, по мнению автора, написали наиболее значимые исследования по указанной теме. Кроме того, в главе приведены методы исторического исследования, которые использовал автор при написании работы.
Вторая глава имеет два раздела. В первом приводятся основные, наиболее заметные, организации чёрного национализма, рассматривается их история; во втором же разделе комплексно рассматриваются возглавлявшие их лица, религиозные и/или идеологические доктрины на вооружении данных организаций и действия, ими предпринятые. Эта глава является поясняющей к остальному тексту дипломной работы, так как вводит в поле обсуждения различные организации, которые проявляли себя по-разному и, соответственно, имеют различный культурный след в обществе.
Третья глава имеет три раздела. Первый раздел посвящён реакции общества на феномен чёрного национализма, в частности, общества афроамериканцев. Второй раздел затрагивает взаимодействия религиозно-идеологических движений с государством, властями и истеблишментом в целом. Третий раздел затрагивает взаимодействия оных движений с установившимися религиозными движениями и их позиционирование на фоне этих религий.
Четвертая глава посвящена проявлению чёрного национализма в массовой культуре во всех возможных проявлениях – как апологетических, так и критических; целью данной главы является анализ широкого спектра явлений массовой культуры, в которых упоминается чёрный национализм, и установление роли оного в ней.
Новизна исследования состоит в том, что данная работа стремится рассмотреть не просто религиозные и идеологические движения в отдельности по признаку категории либо какой-то конкретной организации, завязанной на деятельности единственного фактора (например, харизматического лица во главе оной), но и рассмотреть их деятельность в рамках общего дискурса чёрного национализма, что является в данном случае одновременно идеологией и основой для религиозных убеждений. Это же позволяет найти общие начала в деятельности данных движений, а также понять причину той или иной реакции общества на данные движения и, вероятно, установить определённый консенсус по актуальным ныне проблемам межрасового взаимодействия в обществе, равно как и взаимодействия различных меньшинств с большинством и друг с другом.
Глава 1 Историография, источники и методы исследования
Черные национальные идеологии существовали на протяжении всей истории афроамериканцев. Но точное содержание и то, как их интенсивность и популярность росла и ослабевала, можно лучше понять, изучив конкретные исторические контексты, в которые были встроены эти идеи. Такой анализ полностью отсутствует в нынешнем шумихе вокруг «афроцентризма» в его разнообразных формах. Многие из идей, которые сейчас считаются афроцентричными - хотя в то время они не были так обозначены, - также процветали на рубеже XIX века во время того, что уместно было охарактеризовано как "низший уровень" опыта черных в Америке после гражданской войны.
Между тем временем и нашим временем имеется достаточно параллелей, чтобы дать нам повод думать, что сравнение социальных обстоятельств и идей двух периодов улучшит наше понимание текущих дебатов. Столетие назад чернокожие столкнулись с ситуацией, которая имеет много общих черт с условиями сегодняшнего дня. Обе эти эпохи были эпохами, когда условия жизни лиц африканского происхождения во всем мире ухудшались, а четких решений не предвиделось [13].
1890-е годы ознаменовали пик европейского колониализма в Африке, апогей «научного» расизма и расового социального дарвинизма, а также презрения ко всем цветным народам. В Соединенных Штатах это был период безудержного насилия со стороны толпы, включая множество линчеваний каждый год; принятие Джима Кроу и законы о лишении избирательных прав на Юге, санкционированные Верховным судом; и ухудшающаяся экономическая ситуация, когда чернокожие почти полностью занимаются черной работой и занимают самые низкие должности в сельском хозяйстве и промышленности. Федеральное правительство, которое неуклонно двигалось к оказанию помощи вольноотпущенникам сразу после освобождения, теперь отвернулось от идеи, что оно должно взять на себя какую-либо ответственность за содействие прогрессу черных.
В черном сообществе крайне не хватало эффективных стратегий и тактик, и преобладала консервативная, уступчивая точка зрения Букера Т. Вашингтона. Большая часть горстки белых союзников были филантропами, приверженными идее Таскиги и крайне постепенному подходу Вашингтона. Многое произошло в истории расовых отношений и в истории афроамериканцев за последние сто лет, но признаки указывают на то, что мы, вероятно, переживаем длительный период реакции и упадка. Хотя научный расизм больше не является респектабельным, анти-чернокожие заявления более широко распространены и высказываются более открыто, чем когда-либо с 1950-х годов.
Достижения 1960-х годов были подорваны федеральным правительством - решениями как федеральной судебной системы, так и Белого дома. Перспектива экономического прогресса была обращена вспять частично из-за нынешней депрессии и частично из-за выхолащивания программ экономических возможностей. В черном сообществе руководство, как правило, слабое и разделенное без реальной перспективы создания эффективных стратегий массового протеста [19].