Зразок роботи
Вступление
С точки зрения этнографии арабы – это совершенно конкретный этнос семитского происхождения, чьей коренной территорией является Аравийский полуостров. В ходе так называемых «арабских завоеваний», имевших место в VII–VIII в.в. н. э. небольшие группы арабских племен перекочевали в Азию и Северную Африку. Аж через 900 лет марокканский путешественник, географ и хронист Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан (Лев Африканский), описывая арабов-бедуинов Северной Африки, говорит о том, что жили они особняком и с местным населением не особо друг друга жаловали. Так что ассимиляция здесь, прямо скажем, очень условная, и учитывая тот небольшой процент представителей арабского этноса, говорить о том, что местные народы превратились в арабов – просто нелепо.
Конечно, любой этнос определяется, помимо самоидентификации, также тем, как его, этнос, идентифицируют соседи. Посему «чужие» названия народов тоже вполне имеют право на существование. Например, жители Северной Африки еще несколько веков назад называли любого европейца «руми» – «римлянин», в то время как самих римлян уже давно след простыл. Но термин долгое время жил, он встречается в хрониках, поэтому против него сложно что-то возразить. Совсем другое дело с «арабами». Найти термин «араб» применительно к выходцам из ближайших к Европе мусульманских стран в исторических документах до XX века вообще сложно. Мусульман Испании и Северной Африки в Средние века называли маврами. Крестовые походы возродили нелицеприятный термин «сарацины», придуманный римлянами. Чуть позже в исторических документах появляется термин «бербер» – наименование, которое дали местным народам пришедшие в Северную Африку арабы. Во времена владычества Османской Империи мусульмане часто назывались «турками». Были «египетские турки» и «алжирские турки» – естественно, так их называли только извне.
Идея панарабизма возникла в середине XX века ходе палестино-сионистского противостояния. Термин «арабы» применительно к мусульманскому миру появился искусственно, в угоду идеологии, а потому я не считаю его академически приемлемым. Главы ведущих на то время мусульманских стран, имея собственные интересы в данном конфликте, объединились в конфедерацию, на основе которой впоследствии была создана Лига Арабских Государств. В то время как на самом деле жителей этих стран объединяла, помимо некоторых перенятых друг у друга традиций, только религия (и тоже очень условно, т.к. в них проживало и проживает большое количество христиан), которую никак нельзя было использовать в угоду идеологии. Что касается общего языка, то, во-первых, уже в XIX веке диалекты Йемена, Египта и Марокко отличались настолько, что для того, чтобы понять друг друга, выходцам из этих стран приходилось прибегать к языку Корана. Во-вторых, общий язык – очень субъективный признак этноса, он имеет свойство меняться и вообще тесно привязан к религии. Т.е. когда этнос массово принимает какую-то религию, меняется и письменность.
В настоящее время «арабы» – в основном западное наименование жителей некоторой части мусульманского мира. Если внимательно посмотреть на эту некоторую часть, то мы увидим, что все эти страны – члены Лиги Арабских Государств. Отсюда и слово «арабская» в современных названиях многих республик. И наличие в этой международной организации таких стран, как Джибути, Мавритания и Коморские острова должно все-таки наводить на мысль о навязанных стереотипах.