Зразок роботи
ВВЕДЕНИЕ
Существенным свойством художественной речи является образность, то есть употребление таких слов и словосочетаний, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественного изображения многочисленны и разнообразны.
Изобразительно-выразительные средства носят авторский характер, определяют своеобразие писателя или поэта, помогают ему приобрести индивидуальность стиля, оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение.
Многие русские писатели умело использовали в своих произведениях все богатство русского языка. А. И. Куприн писал, «русский язык в умелых руках и в опытных устах прекрасен, певучий, выразительный, гибкий, послушный, ловкий и вместительный».
«Язык — это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сохранение русского языка – это не праздное увлечение от нечего делать, а насущная необходимость. (А. И. Куприн)
Настоящая работа посвящена изучению роли природы и способов ее описания в произведениях замечательного русского прозаика К.Г. Паустовского. Работа выполнена в русле функциональной стилистики художественной речи и изучения идиостиля писателя.
Ее актуальность определяется, во-первых, необходимостью выявления общих законов художественного стиля в отличие от нехудожественных, а во-вторых, научным интересом к способам выражения творческой индивидуальности конкретного мастера слова.
Целью работы является исследование средств описания природы в рассказах К.Г. Паустовского.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
- исследовать изобразительно-выразительные средства языка;
- охарактеризовать роль изобразительно-выразительных средств в тексте;
- дать лексико-семантический анализ изобразительно-выразительных средств в лирике К. Г. Паустовского;
- охарактеризовать использование метафоры как средства выражения личности героя
- проанализировать использование метонимии в рассказах К. Г. Паустовского
- исследовать использование синекдохи как выражения экспрессии в тексте и другие выразительные средства.
Объект исследования: средства описания природы в рассказах К. Г. Паустовского.
Предметом является язык произведений К. Г. Паустовского.
Теоретическая база данного исследования сформирована на основе анализа научных трудов Н. Д. Арутюновой, И. Б. Голуба, Ю. П . Солодуба, М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, В. В. Виноградова, А. Н. Соколова, Б. В. Томашевского, Д. С. Лихачёва, А. Б. Есина, М. Л. Гаспарова, Б. Г. Реизова, Л. П. Егорова и др.
Эмпирическую базу исследования составляют средства описания природы в рассказах К. Г. Паустовского
Фактический материал данного исследования представляется анализом разноуровневых языковых единиц, основные семантические компоненты которых эксплицируют средства описание природы. Выборка осуществлялась из произведений художественной литературы, почерпнутых из публицистических статей современных изданий, в том числе использовались онлайн-ресурсы, различных лексикографических источников. Сбор материала для анализа проводился на протяжении всего времени работы.
Методы исследования. Достижение поставленных целей и решение конкретных задач осуществлялось на базе комплексного подхода, в основе которого – описательный, структурный и сопоставимый методы. Основанием для применения названных исследовательских методов служили наблюдение, систематизация и обобщение полученных материалов.
Новизна работы состоит в проведении функционально-стилистического анализа лексики природы в рассказах К. Г. Паустовского. Поражает ее структурное и функциональное разнообразие, поэтому отдельные, даже наиболее основательные и детальные классификации не могут охватывать все существующие разновидности названных единиц.
Теоретическое значение работы: обобщено исследование языковедов по трудам, посвященным роли изобразительно-выразительных средств в тексте, приведен лексико-семантический анализ изобразительно-выразительных средств в произведениях К. Г. Паустовского.
Практическое значение работы: результаты исследования могут быть применены при изучении морфологии, лексики и стилистики в высшей школе, а также при дальнейшем изучении изобразительно-выразительных средств.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования апробированы на XII Всеукраинской научно-практической студенческой конференции «Мовний та навчальний простір у країнах світу», Київ, 30 листопада 2022 року доклад: Мовні засоби художньої виразності в оповіданнях К. Г. Паустовського.
Структура работы. Дипломная работа состоит из двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка используемой литературы. Работа написана на 62 страницах компьютерного текста. Список используемой литературы составляет 80 источников.