Зразок роботи
Тема моего исследования «Использование технических средств обучения на уроках технологии в начальных классах».
Целью исследования есть изучение педагогических условий использования технических средств обучения на уроках технологии.
Объектом является использование ТСО в учебном процессе, предметом - особенности использования ТСО на уроках технологии в начальных классах.
Мною были использованы такие методы исследования, как изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение, моделирование.
В процессе исследования мною было изучено теоретические основы использования технических средств обучения в учебном процессе общеобразовательной школы, я выяснила, что ТСО – это совокупность аппаратуры и технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе и самообразовании с целью его оптимизации, для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений.
Существуют различные виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.
Также ТСО подразделяются на звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические.
Технические средства обучения можно классифицировать на экранно-звуковые средства учебной информации и аппаратуру, с помощью которой проявляется эта информация.
В.В. Петрусинский вывел следующие направления в классификации ТСО: пассивные, активные и интерактивные технические средства обучения.
В.Оконь же выделяет простые и сложные средства обучения
Все технические средства обучения обладают теми или иными дидактическими функциями
1. Компенсаторность
2. Адаптивность
3. Информативность
4. Интегративность
5. Инструментальность
Эти функции позволяют современному учителю выбирать оптимальные средства обучения. Применение ТСО должно соответствовать определенным требованиям. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока и продолжительности его использования.
На уроках технологии в начальных классах использовать ТСО можно практически на всех этапах, особенно на этапе изучения нового материала. Нами было проведено экспериментальное исследование в 2013-2014 учебном году в МБОУ «Лицей №46» г. Новокузнецка.
Мы провели анкетирование учителей начальных классов и учащихся 2 класса. Сначала было опрошено 20 учителей младших классов из разных школ. В результате опроса стало ясно, что 70% учителей чаще всего используют на уроках аудиозаписи, 50% - видеозаписи и 30% учителей используют компьютер.
При этом компьютер используют в основном для демонстрации иллюстраций, портретов, выведения на экран примеров, текстов, отдельных слов, представления занимательного материала: кроссвордов, ребусов, создания презентаций., а также как средство контроля.
70% учителей считают, что эффективность достаточно высока и отметили, что у детей повышается интерес к изучаемому материалу, они лучше его усваивают, применение электронных средств обучения влияет на концентрацию внимания детей.
Анкетирование учащихся проводилось для выявления эффективности использования на уроках электронных средств обучения. В исследовании участвовали 20 учеников 2 класса.
Все дети положительно относятся к использованию учителем компьютера на уроках. И хотели бы, чтобы таких уроков было больше. В основном учитель 100% учеников отметили, что на уроках с использованием презентаций интересно, 50% детей лучше понимают и запоминают изучаемый материал. На уроках без применения электронных средств обучения у детей доминировали мотивы долга и ответственности, а на уроках с использованием ТСО у детей повышался интерес к изучаемому материалу и желание учиться.
Также нами были разработаны системы уроков технологии с использованием технических средств обучения. Уроки апробированы во 2 Б классе МБОУ «Лицей №46» г. Новокузнецка.
Нами проведено 8 уроков, конспекты которых представлены в Приложении. В проведении уроков нами были использованы такие Технические средства, как компьютер, мультимедийный проектор, а также магнитофон и видеопроигрыватель.
Использование электронных средств обучения в учебном процессе дает положительные результаты, такие как: повышение концентрации внимания к предмету, интерес, мотивация к получению знаний, для учителей служит хорошим дидактическим материалом.
Наблюдения за работой детей позволяют констатировать, что использование современных технических средств в учебном процессе выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.