Зразок роботи
Государство как продукт общественного развития представляет собой сложное социальное явление, тесно связанное и во многом зависящее от экономического, политического и культурного развития общества. Государство – это орудие, инструмент политической власти. В обществе действуют политические партии, союзы, религиозные организации и тому подобное. Государство, занимая особое место, имеет характерные признаки, отличающие ее от других политических институтов власти. Она возникает на определенном этапе развития человеческого общества и сохраняется до сих пор. Государство на всём историческом пути своего развития является особой организацией и силой, которую ни одна другая политическая организация не способна заменить.
Характеризуя государство, различные философы и юристы сходятся на том, что оно является необходимой формой организации цивилизованного общества, без которой неосуществимо выполнение задач, стоящих перед ним. Взгляды на государство, характеристику его сущности, основных характеристик и назначения у представителей того или иного научного направления весьма различны.
Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно в то же время является «организатором общественных дел», выходящие из природы всякого общества. Объективность такого вывода не подлежит сомнению.
Современный период развития государства характеризуется тем, что его целью является всестороннее развитие человека, обеспечение условий его жизни, прав и свобод. Все это находит свое отражение в современных государствах – правовых, демократических, социально-ориентированных.
Необходимо отметить, что государство полностью не сливается с обществом, не растворяется в нем, оно является организацией, которая определенным образом отделена, институализирована в виде аппарата государства (государственной системы), имеет собственные закономерности становления, функционирования и развития, особые потребности и интересы.
Суверенитет как один из признаков государства указывает на ее внутреннюю и внешнюю независимость от любых форм власти. Внешний суверенитет отображается в независимости государственной власти и государства в целом от властного влияния других государств и их объединений в процессе осуществления своей политической власти. Внутренний суверенитет отображается, прежде всего, в независимости государственной власти от таких видов социальных властных институтов, как власть семьи, власть партии, власть церкви, корпоративная власть, власть средств массовой информации, власть криминальных объединений. Кроме того, внутренний суверенитет указывает на главенство государственной власти в отношении этих видов социальной власти, то есть более высокое ее положение, обусловленное большей полнотой властных функций. Только государственная власть имеет право на издание общеобязательных юридических норм. Только государственная власть имеет право на осуществление законного принуждения к исполнению закона. Только государственная власть имеет законное право на привлечение правонарушителя к юридической ответственности за совершенное правонарушение. Только государственная власть имеет право на осуществление налогообложения, предоставляет ресурсное обеспечение для выполнения государственных решений и содержание аппарата государства. Суверенитет также отражает неделимость государственной власти.
Теоретическая база исследования. Исследованием темы понятия и признаков государства занимаются такие современные учёные:
Объектом курсовой работы предстаёт государство.
Предметом – выступают понятие и признаки государства.
Цель курсовой работы состоит в характеристике понятия и признаков государства.
При написании курсовой работы мы ставили перед собой такие задачи:
– дефиниция понятия государства;
– исследование сущности государства;
– характеристика признаков государства.
Основным методом познания в данной работе стал всеобщий диалектический метод, в рамках которого для исследования отдельных проблем темы применялись такие общелогические приемы как анализ и синтез, восхождение от конкретного к абстрактному, использование видовых и родовых отличий и т.д. В рамках исследования широко применялись принципы историзма, системный подход в раскрытии тех или иных явлений и процессов, атрибутивный и структурно-функциональный анализ. Частнонаучные методы представлены в работе методами сравнительного правоведения и интерпретации, формально-юридическим и другими методами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников. Общий объём работы 25 страниц.
Глава 1. Понятие и сущность государства
1.1 Понятие государства
На сегодняшний день нет единого, общепринятого определения понятия «государство». Это обусловлено как сложностью охвата всех элементов явления, так и наличием различных теорий, школ, доктрин, объясняющих причины и пути возникновения государства. Советскому периоду развития правовой науки было присуще определение государства как политико-территориальной организации власти в социально неоднородном обществе, которая является выразителем воли и интересов господствующего класса, имеет аппарат управления и принуждения, и которая способна делать свои веления общеобязательными для всех. Такое определение опирается на идеи этатизма и нормативизма. При этом без внимания оставалось право как основа, цель и средство существования государства, а главным стержневым элементом государственной власти становился аппарат управления и принуждения [8, с. 109].
Такое понимание государства не отражает его истинной сути и содержания. Главной обязанностью современных демократических государств стало обеспечение прав и свобод человека. Соответственно, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а единственным источником власти признается ее народ. Понятно, что это не может быть не учтено при формировании современного понятия государства, в котором ее характерными признаками (без которых она не может существовать) являются: народ, территория и единая правовая власть [8, с. 109].
Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях [27, с. 211]:
• в широком смысле: общность людей, проживающих на определенной территории, представлена и организована органом высшей власти. В этом смысле понятие «государство» тождественно сумме понятий «страна» и «политически организованный народ» («нация») как совокупности всех организованных в государство граждан;
• в узком смысле: политическая организация и система учреждений, осуществляющих верховную власть над населением, которое живет на территории определенной страны. Она существует вместе с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и тому подобное.
Государство как политико-правовой институт возникает на раннем этапе развития общества, в период разложения родового строя. Но сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании ( «estado») и во Франции ( «etat"), позже - в Германии ( «Staat»). С самого начала его содержание определяется развитием современного государства. Исходное латинское слово «status» ( «состояние») постепенно приобретает новое значение. Им определяли сторонников владельца власти, затем обладание властью, и наконец, власть как общественную функцию. Начиная с XVII века понятие «государство» также означает государственное учреждение. Но кроме этого, к содержанию данного термина включаются и существующие до Нового времени значение, в связи с чем исчезают более древние слова «res publika», «civitas», «regimen», «imperium» [13, с. 161–162].