Зразок роботи
Реализация сервисного государства предусматривает изменение подхода к управлению в публичной сфере, трансформацию принципов отношений между публичными органами и гражданами.
Основной целью государства становится служение человеку, а ключевой функцией публичных учреждений - предоставление качественных услуг гражданам. Сервисный подход в публичном управлении прежде всего предусматривает внедрение методов и технологий управления, направленных на повышение качества публичных услуг.
Сервисный принцип взаимодействия необходимо рассматривать как форму организации деятельности, а в основе понимания сущности сервисного государства лежит изменение роли гражданина в государственном управлении. Истоки осмысления сервисного характера отношений граждан и государства берут свое начало от идеи Аристотеля об участии всех граждан в управлении государством как несомненного блага.
Вектор повышения роли и значения гражданина в государственном управлении по объекту воздействия государства на реального участника управленческих процессов последовательно прослеживается в эволюционирования разных концепциях государственного управления: public administration → new public management & policy network → good governance.
В последнее время, в отечественных научных исследованиях особую актуальность приобрела дискуссия о соотношении понятий «сервисное государство» - «социальное государство», «сервисно-ориентированная государственная политика» и «государственная политика». Отметим, что некоторые смогли даже объединить разные, а иногда даже взаимоисключающие, по содержательному наполнению значения «сервисной» и «социальной» составляющей государственной политики в искусственно образованном термине «социально-ориентированная сервисная политика государства», трактуя его как «согласованную систему мероприятий по разработке, реализации и контролю приоритетных направлений государственной политики, направленных на удовлетворение потребностей граждан в доступе к общественным благам, согласованную с долгосрочными целями развития общества и государства »[9].
В связи с противоречием в понимании значимости сферы услуг органов власти в концепциях классического административного управления и нового государственного менеджмента возникает дискуссия, по определению первичности «сервисного» или «социального» государства. Попробуем разобраться, какое из этих понятий имеет более широкое значение в рассматриваемом терминологическом поле исследования.
Стоит отметить, что сервисный подход к государственному управлению является целостным правовым феноменом, который включает в себя универсальные и специфические закономерности функционирования и самоорганизации властных отношений, которые характеризуются соответствующими типологическими, аксиологическими, онтологическими и морфологическими особенностями. Сервисная идея развития государственной системы основывается на классическом экономическом взаимодействии «производитель услуг - потребитель», где устойчивость и легитимность государственных институтов связана с эффективностью обнаружения, моделирования и реализации индивидуальных и групповых интересов и потребностей.
Сервисное государство, в котором формируется и реализуется сервисно-ориентированная государственная политика, это всегда социальное государство, поскольку именно сферой предоставления услуг общество оценивает социальность государственного управления - то есть предоставление услуг осуществляется в социальных условиях. При этом отметим, что услуги, которые имеют исключительно социальную направленность, это один из разновидностей сервисов органов власти, которые классифицируются в соответствии со сферой их предоставления. Однако, социальная государственная политика может не быть политикой по предоставлению услуг, в том случае, если рассматривать поддержку социальной сферы как обязанность государства (на основе классического патернализма).
Поэтому, в контексте традиционной концепции административного менеджмента социальность государства обеспечивается прежде всего законными и подзаконными актами, деятельностью органами государственной власти и органами местного самоуправления, а услуги органов власти становятся лишь одной из вспомогательных функций государственного управления, базовыми среди которых остаются такие как: организация, планирование, регулирования, исполнения, координация, контроль и тому подобное.