Зразок роботи
Речевая функция – важнейшая психическая функция индивида. В рамках речевого развития осуществляется процесс формирования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. При помощи речи человек осуществляет коммуникативную деятельность, налаживает межличностное взаимодействие, адаптируется к условиям окружающей действительности. Особую роль речь играет в развитии личности в детском возрасте, особенно в когнитивном развитии. Нарушения речи накладывают значительный отпечаток на личность ребенка, его поведение и межличностные отношения с другими людьми. Именно речевая деятельность позволяет овладеть операциями анализа и синтеза.
Непременным условием нормального развития речи является своевременное развитие лексической стороны речи ребенка. Чем совершеннее речь ученика, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи и ее коррекции у обучающихся с ОНР (Р. И. Лалаева [14], Р. Е. Левина [15], Н. В. Серебрякова [15], Т. Б.Филичева и другие). Ими выявлены такие нарушения лексики, как недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неправильное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированности семантических полей, также трудности актуализации словаря.
Вопросами формирования словаря у деётей с общим недоразвитием речи, занимались такие ученые, как Н. С. Жукова [8], Л. Н. Ефименкова [6], С. Н. Сазонова. У детей с тяжелым нарушением речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Смещение смыслового центра специального образования в сторону личностного и социального развития обусловливает потребность всестороннего изучения психологических особенностей детей с недостатками развития, с целью разработки различных аспектов психологической помощи таким детям. Наиболее многочисленную группу среди детей, имеющих проблемы социальной адаптации составляют дети с нарушениями речи.
Актуальность работы состоит в том, что на современное общество сильное влияние оказывают компьютерные технологии, которые входят во все сферы деятельности человека, обеспечивают распределение информационных потоков в обществе, формируя глобальное информационное пространство. Современные дети, которые начиная с раннего возраста знакомы с компьютерными приставками, электронными игрушками, чувствуют компьютер так же естественно, как элементарные домашние предметы. Компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка, и точно таким образом они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у дошкольников фактически нет психологического барьера перед этим оборудованием. ИКТ в работе с детьми с речевыми нарушениями пока используются не в полной мере. Однако именно при помощи компьютерных технологий можно сделать более интересным и результативным процесс формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель работы – теоретически обосновать и разработать мультимедийную презентацию по формированию словарного запаса на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования – коррекционно-педагогический процесс формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – мультимедийная презентация как средство формирования словарного запаса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистические, психолингвистические и педагогические аспекты изучения проблемы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2. Разработать методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в процессе формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (на материале тем «наше тело», «предметы гигиены»).