Зразок роботи
Введение:
Почему мы и сегодня обращаемся к классикам, к работам А. Смита, Д. Рикарло, Дж. Ст. Милля? Очевидно, не потому, что их идеи и построения не претерпевают изменений и остаются незыблемой основой принятия практических решений, обоснования экономической политики. Тогда почему же?
Прежде всего потому, что с трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именно классики предприняли попытку – и небезуспешную – представить все разнообразие экономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Конечно, за прошедшие 200 с лишним лет (труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», с которого обычно начинают отсчет политэкономии как науки, вышел в 1776 г.) мир заметно изменился. Однако прежние теории не следует торопиться списывать в архив. Вокруг наследия классической школы по-прежнему продолжаются дискуссии, обсуждения, споры.
С известным основанием можно утверждать, что и новые проблемы, возникающие сегодня перед человечеством, могут быть осмыслены быстрее и глубже, если экономисты, политики не станут забывать и игнорировать идеи и выводы, заблуждения и пристрастия, поиски и находки мыслителей прошлого. [4.]
В этой работе подробно рассматриваются период зарождения классической экономической теории в Англии и Франции, а также экономические учения физиократов.
Цель: ознакомиться с условиями формирования данной экономической теории, биографиями представителей. Подробно изучить основные положения учений, принципы методологии, теории.
До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.
Именно в это времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.
Классическая политическая экономия как первая научная школа в истории экономической мысли пришла на смену меркантилизма в период стремительного проникновения мануфактурного капитала в сферу производства наиболее развитых европейских стран. Завершение эпохи первоначального накопления капитала, буржуазные революции и приход буржуазии к власти, бурное развитие предпринимательства и рыночная либерализация экономической политики способствовали дальнейшему развитию капитализма и перемещению интересов предпринимателей из сферы обращения в сферу производства. Становление рыночной экономики и постепенная реализация заложенного в ней потенциала саморегулирования вызвали необходимость переоценки учения меркантилистов относительно путей приумножения национального богатства и достижения согласованного взаимодействия экономических субъектов, активизировав разработку научной теории рыночного хозяйствования.
Теоретико-методологические подходы к исследованию экономических процессов и явлений и категориальный аппарат, начатые в этот период, заложили основы мировой экономической науки. Именно поэтому школа, которая стала основателем новой традиции экономической мысли, получила название "классической".
Если обратиться к истории термина «экономика», то во времена Древней Греции он означал «хозяйство, дом». В период меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом.
Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце XVII — первой трети XIX века. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».
Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).
Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX века трудами Дж. С.Милля. [5.]