Зразок роботи
Суфизму посвящено множество работ: это в первую очередь такие авторы как Титус Буркхардт, Анна Мария Шимель, Карл Эрнст, Александр Кныш, Фритьоф Шуон, Мирче Элиаде и многие другие. С другой стороны, в силу динамического развития суфизма и его активного влияния на различные области культуры, мало исследованными остаются многие области развития и становления суфизма в современной общемировой культуре. Необходимо так же отметить и восточных авторов работающих по данному вопросу: Аль Идриси, Аль Аттас, А. Афифи, М. Г̣аллāба, И. Мадкyра, У. Фаррyха, М. Шарафа...
В любом случае надо понимать, что слово суфизм и суфий ввели не сторонники этого учения. «Суфизм» – это неологизм появившийся в Германии и впервые введенный в научный оборот в 1821 году. Сами суфии используют по отношению к самим себе такие обозначения, как люди истины, мастер, близкий, ищущий, ученик или путешествующий...
Суфийские тарикаты в своих ритуалах используют музыку и поэтические произведения. Суфии разрабатывали теорию музыки, базируясь на античных образцах и используя теории Платона и Аристотеля. Им удалось в противовес ортодоксальному исламу сохранить и развить музыкальную традицию тюркских народов. Ритуал сама, тариката Мевлеви, соединяющий в себе пение, музыку и танец ныне является объектом всемирного, нематериального наследия ЮНЕСКО. Кроме того, суфизм оказал влияние на развитие образного поэтического языка, сопоставлял страстное желание слиться с возлюбленной со стремление к единению со всевышним.
Суфийские притчи и истории (особенно истории о Ходже Нассреддине) стали достоянием всего мира, с одной стороны они представляют собой забавные истории, а с другой стороны сохраняют в себе важный элемент суфийского мировосприятия и мироощущения. Образ Ходжи Насреддина проник в литературу не только исламских народов, но и европейских, став так же достояние советской литературы и кинематографа.
В данном случае мы сталкиваемся с элементом сакрализации. Видеозаписи и микроплёнки арабских молитв, вставленные в медальон так же стали крайне популярны среди суфийских таррикатов, при этом, необходимо отметить, что это распространяется, как на тарикаты европейские, так и на тарикаты действующие в традиционно исламских странах.
Традиционные символы и знаки суфийских братств, стали объектом авторского права и торговыми марками.