Зразок роботи
ВЫВОДЫ
Охарактеризовав традиции Ж. Б. Мольера в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, мы пришли к таким умозаключениям.
1. Мольер заслуженно носит звание великого реформатора комедии, трансформировавшего ее из фарса в высокое искусство. Произведения Мольера входят в золотой фонд мировой литературы, и относятся к жанру «высокой комедии», высмеивающего и обличающего пороки общества. Высокая комедия, унаследовав главнейшие принципы комедии Ренессанса, ее этическую проблематику, оптимизм и народность, достигает значительного расширения тематического диапазона и обретает, открыто выраженную и сознательно проводимую гуманистическую тенденциозность. Новый, созданный Мольером жанр раскрывается в небывалой для комедии емкости – проблемы социальные, философские, этические становятся постоянным содержанием высокой комедии. Оставаясь в своих стилевых основах жанром классицистического театра, высокая комедия – диалектически, в силу социальной типизации характеров, в силу открыто выражаемой народности – вырывается из рамок классицистической эстетики, направляет искусство драмы в сторону реализма, открывает обширнейшие перспективы новой драматургии.
2. Обличая пороки своего времени, драматург в этом новом типе комедии одновременно утверждал тот нравственный и гражданский идеал, во имя которого и шло обличение. Движение сюжета теперь было не результатом умышленных плутней и фабульных хитросплетений, а естественно складывалось из поведения самих действующих лиц, определялось их характерами. В конфликтах комедии нового типа явственно ощущались основные противоречия реальной действительности. Теперь герои выступали не только в их внешней объективно-комической сущности, но и со стороны их субъективных переживаний, имевших для них подчас подлинно драматический характер. Этот драматизм переживаний придавал отрицательным героям новой комедии жизненную подлинность, реальность, отчего сатирическое обличение приобретало особую силу. Драматизм комедии раскрывал остроту восприятия художником пороков дворянско-буржуазного общества, придавал его критике особую серьезность и страстность, и тогда в его громком обличительном смехе звучали интонации гражданского негодования.
3. В «Маленьких трагедиях» Пушкин поставил не разрешимую для его эпохи и не разрешимую для всего классового человечества проблему личности и общества, единства эстетико-гедонистического и этико-социального начала. Всеобщность и глубина этой проблемы сообщила произведениям Пушкина их характер завершенных трагедий. Но именно поэтому он в них не только суммировал социально-психологический и литературно-художественный опыт прошлого, он не только поднялся до вершины того, что было до него создано, но поднял эти темы на новые вершины. Он в этих произведениях вскрыл роковую обреченность всех тех, кто «для себя лишь хочет воли». Мир, в котором жил Пушкин, не знал путей к единству эстетико-гедонистического и этико-социального начала. Все же его трагедии чужды пессимизма. Они, несмотря на роковой финал, проникнуты глубочайшим оптимизмом, ибо в самом роковом финале у Пушкина – глубокая вера во всечеловеческого человека, чуждого эгоцентрическим порокам Барона, Сальери, Дон-Гуана и устремляющегося к правде светлыми путями самой правды.
4. Мольеровский Скупой – Гарпагон предстает перед нами в богачом в затрепанном сальном кафтане, трясущимся над каждым грошом. В каждом человеке скряга видит врага, вора, готового покуситься на его карман. Скупость убила в нем все живые чувства. Шкатулка с деньгами для него дороже счастья собственных детей. Гарпагон смешон и отвратителен. Он нарисован весь одной краской: весь – живое воплощение омерзительного порока, доведенного до предела. Старый скряга нарисован Мольером с остротой и силой обобщения, но в нем нет той жизненной многогранности, которой обладают, например, герои Шекспира. В этой комедии особенно наглядно выступают принципы построения классицистического образа: подчинение заранее заданной цели, назидательность. Все поведение Гарпагона, все проявления его характера определяются одной главной чертой, вытекают из нее.
5. Пушкинский Скупой, в отличие от всех своих литературных предшественников (в первую очередь, мольеровского Гарпагона) – не представитель «третьего сословия», купца, буржуа, а барон, феодал, принадлежащий к господствующему классу, человек, для которого рыцарская «честь», самоуважение и требование уважения к себе стоят на первом месте. Однако, как показывает поэт, скупость-страсть к собиранию, накоплению денег и болезненное нежелание истратить из них хоть один грош разрушает психику человека, независимо от его статуса. Барона влекут к себе не деньги, как таковые, а мир идей и чувств, с ними связанных, власть. Однако эта иллюзорная власть скупого рыцаря превращается в рабство, его полную зависимость от золота. На этой почве у него серьезный конфликт с сыном Альбера, который обладает другим пороком – расточительностью. Пагубные страсти приводят к деградации героев драмы. И «рыцарский» жест (перчатка – вызов на дуэль) в ответ на обвинение во лжи, брошенное Альбером в присутствии Герцога, лишь резче оттеняет его полную измену духу и букве рыцарства. Финальное восклицание Герцога над телом внезапно умирающего Барона («Ужасный век, ужасные сердца!») в равной мере относится к обоим героям-антагонистам.
6. Образ мольеровского Дон Жуана противоречив: он сочетает в себе и хорошие, и дурные качества. Для драматургии Мольера это столь несвойственно, что поставило в тупик многих толкователей его творческих замыслов. Более того, образ Дон Жуана не статичен, он дан в развитии, и это также выводит его за рамки классицистического театра. Основной порок Дон Жуана – ветреность, непостоянность, чрезмерная влюбчивость, но при этом он был честен. Его можно обвинить в ветренном самообольщении, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но отнюдь не в преднамеренном обмане. Кроме того, он храбр. Если в первых четырех актах комедии Дон Жуан смел и дерзок, и, что особенно важно, он откровенен, то в пятом происходит перерождение главного героя: он становится лицемером. Теперь Дон Жуан стал действительно отрицательным лицом и может и должен быть наказан. Появляется традиционная фигура Каменного гостя. Гром и молния обрушиваются на Дон Жуана, разверзается земля и поглощает великого грешника. Но зрители не объяты священным трепетом от кары небесной: они смеются весело и беззаботно.
7. Пушкин создает совершенно новый образ не знаемой доселе донжуанской судьбы. В результате пушкинской корректировки меняется образа Дон Жуана в соответствии с доминирующей нравственной установкой, сложившейся к тому времени у самого автора. От этого драма обретает новые грани – прежде всего, в описании характера героя. Изменения данного характера противостоит идеалу западной литературы, выводящей на первый план гордый ренессансный ореол героя, оставляющей в тени нравственные общечеловеческие проблемы. Романтическому Дон Жуану Пушкин противопоставил иную точку зрения, отказавшись от традиционной односторонности образа Дон Жуана, как изощренного развратника и циничного соблазнителя. В центре пьесы Пушкина – история зарождения чувства в Донне Анне, бурный и стремительный роман героя. Именно это, искренне захватившее всю натуру Гуана чувство и раскрывает вполне его характер. В этой способности самозабвенно отдаваться новой любви и проявляется богатство его натуры. Пушкин в образе Дон Гуана показал, что личность, отстаивающая свою независимость и свободу во враждебном ей обществе, склонна к своеволию, поэтому антигуманны и дерзки поступки героя. Прямой схватки со всем миропониманием, философией мира собственности, ханжества и лицемерия Дон Гуан выдержать не в состоянии. Он погибает как рыцарь с именем Доны Анны на устах. Если Барон погиб оттого, что перестал быть человеком, теперь же «жестокий век» мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудился человек. «Каменный гость» – одна из самых глубоких и лирических трагедий в мировой литературе на тему о любви, произведение огромного обобщения, глубочайшей внутренней красоты и напряженности.