Зразок роботи
"ПЕСНЯ – ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО…" (М. ДЕЙЧ)
На рубеже 60-х гг. чрезвычайно популярным стал жанр, ранее всегда занимавший весьма скромное место в русской литературе, – авторская песня.
Термин "авторская песня" принадлежит музыковеду В. Фрумкину. Были и иные определения – от пренебрежительного "самодеятельная" до высокопарного "поэтическая" песня. Автора, исполняющего собственные песни, сейчас называют бардом. Раньше бардом считали поэта-певца у древних кельтских племен.
Итак, в 60-е гг. людям хотелось свободно высказать то, что невозможно было выговорить при сталинском терроре. В официальной печати продолжала существовать цензура. А песенка, окрыленная гитарным аккомпанементом и артистично исполненная, быстро запоминалась и не знала цензурных преград. Тем более – появились первые магнитофоны. Песни, записанные на магнитофон, облетали страну за несколько недель. Записи передавали из рук в руки: почте не доверяли. Денег за переписывание поначалу не брали: дело бескорыстное и опасное. Например, за хранение и распространение записей А. Галича можно было получить тюремный срок. Но постепенно, по мере того, как все больше талантливых людей начинало работать в этом жанре, тексты авторских песен стали не только способом честно высказать то, что думает и чувствует автор, – они стали настоящей поэзией с присущей ей тайной и силой воздействия.
В стихи "бардовской" песни входила настоящая жизнь, поэтому она находилась в споре с официальной советской песней, приглаженной поэзией из школьных учебников.
Поэзия бардов, как любая другая поэзия, смотрит на ту часть жизни, которую не замечает поверхностный взгляд. До середины 60-х гг. барды старались участвовать в общественной жизни, ждали перемен к лучшему. Но после вторжения советских войск в Чехословакию, эти надежды развеялись.
Родилась авторская песня из солдатской, тюремной, дворовой песни, которая исполнялась как народная. Имена авторов были неизвестны. Каждый из них вносил в текст свои изменения. Авторской песне свойственно также и то, что она адресована не коллективу, а отдельному человеку.
Авторская песня "оттепельных" времен была сосредоточена на стихах и более беззаботно относилась к музыкальному сопровождению. В период "оттепели" песни сочиняли Ю. И. Визбор, А. М. Городницкий, Н. Н. Матвеева, А. А. Галич и другие поэты.
К началу 70-х гг. наступило время "застоя" – общество утратило надежды на скорые перемены. Авторская песня, как и поэзия вообще, обратилась к серебряному веку. "В первую очередь стало ценно не общественное звучание, а духовная глубина и художественное совершенство. Новое поколение бардов перевело разговор либо в бытовую плоскость, либо – в философскую, религиозную". [7, 471] Изменились музыкальные интонации: с дворовых – на классические и авангардные. В этот период появились такие музыканты, как А. Дольский, В. Луферов, А. Мирзаян.
"К концу 80-х гг. цензуры практически уже не было…"[7, 472] Авторская песня перестала запрещаться. Барды-артисты писали стихи без цели, надеясь на понимание потомков. Наиболее известным бардом 90-х гг. был М. К. Щербаков.
Но самым ярким представителем песенного творчества для меня является Владимир Высоцкий.