Зміст
Менеджмент
Тема 1
1. Дайте обобщенное определение понятия «менеджмент» и «управление».
2. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению понятия «менеджмент»?
3. На чем основывается утверждение, что менеджмент – это наука и искусство управления?
4. Какие функции выполняет руководитель организации?
5. Имеются ли различия в требованиях к руководителям разного уровня?
Тема 2
Контрольные вопросы и задания “Организация”
1. Дайте определение понятия «формальная» и «неформальная» организация. Приведите примеры.
2. На примере любой организации (по вашему выбору) проанализируйте влияние факторов прямого и непрямого действия внешней среды на функционирование этой организации.
3. Какие достоинства и недостатки характерны для дивизиональной структуры управления?
Контрольные вопросы и задания “Методы и стили руководства”
1. Какие методы стимулирования работы сотрудников используются в вашей компании?
2. Какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на формирование стиля руководства?
Тема 3
Контрольные вопросы и задания к теме “Коммуникации”
1. Дайте определение понятия «коммуникация».
2. Какие виды коммуникационных барьеров (преград) существуют в организациях? Коротко охарактеризуйте каждый из них.
3. Перечислите основные этапы и элементы коммуникационного процесса.
Контрольные вопросы и задания к теме “Управленческая информация”
1. Какие требования выдвигаются к управленческой информации?
2. Определите возможные источники поставки информации, необходимой для принятия управленческого решения.
Тема 4
1. Дайте определение понятия «организационное решение».
2. В чем заключается разница между интуитивным решением и решением, основанном на суждении?
3. Назовите основные этапы процесса принятия решений.
4. Какие методы используются для принятия управленческих решений?
1. Охарактеризуйте партнерский и конфрантационный подходы к ведению переговоров.
2. Перечислите тактические приемы ведения переговоров.
Тема 5
1. Дайте определение понятия «миссия организации».
2. Сформулируйте миссию и определите основные цели деятельности компании, которая занимается выпуском бытовой техники.
1. Разработайте систему мер (мероприятий) по удовлетворению потребностей подчиненных в самореализации и самовыражении.
2. Разработайте должностную инструкцию менеджера малого предприятия.
Тема 6
СИТУАЦИЯ №1
Вы менеджер среднего звена управления (например, начальник цеха на производственном предприятии). В подчиненном вам коллективе есть неформальный лидер, который относится к вам нелояльно, что значительно уменьшает ваши возможности по руководству. Предложите возможные действия по отношению к неформальному лидеру.
СИТУАЦИЯ №2
Представьте себе обычный рабочий день в банке. Последний день приема коммунальных платежей без начисления пени. Работают три кассира. К каждому окну стоит огромная очередь. В атмосфере царит напряженность: все явно утомлены. С разных сторон время от времени доносятся недовольные реплики в адрес работников банка. Неожиданно для очереди и к ее неудовольствию один из кассиров – молоденькая девушка – объявляет о временном непродолжительном перерыве в работе для сдачи излишков наличных денег в кассе.
Второй кассир, женщина 35 лет, в присутствии клиентов начинает критиковать действия своего коллеги, что подогревает назревший конфликт. Необоснованная критика вызывает у первого кассира возмущение, обиду и непонимание, так как она действует в соответствии с установленным порядком, который обеспечивает безопасность работников банка и клиентов. Желая погасить конфликт, молодая девушка возвращается к клиентам и молча, затаив обиду и потеряв трудовой настрой, продолжает работать.
Вопросы к ситуации
1. Кто разжег конфликт?
2. Насколько обоснованы действия молодого кассира?
3. Насколько объективна критика ее старшего коллеги?
4. Как оценить правильность действий каждого кассира?
5. Что можно посоветовать в данной ситуации?