Зразок роботи
ВСТУПЛЕНИЕ
Одним из базовых компонентов полноценного развития личности ребенка в современном обществе есть его коммуникативные компетенции, которые в первую очередь проявляются через способность вербализировать. А это означает, что речевые навыки играют ведущую роль в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Того возраста, когда закладывается фундамент в овладении языковыми способностями.
Развитие речи у детей приобретает все большей актуальности, поскольку данные свидетельствуют об общем снижении уровня развития речевой культуры молодежи. На такую проблему указывает множество исследований. Поэтому важным есть внедрение инноваций и усиление систематической работы по развитию речи у детей.
Сегодня от каждого школьника в Украине требуется свободное владение украинским языком. Но не менее актуально овладение русским языком, который представляет более чем одиннадцатимиллионную диаспору в Украине и является одним из мировых языков. На современном этапе трудности преподавания русского языка обусловлены особенностями языковой ситуации в Украине....
Проблемами речевой деятельности занималось и занимается множество видных ученых: Б. Г. Ананьев, Л.А. Венгеров, Б.Ф. Ломов, В.В. Богословский, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн........
Цель работы: изучить приемы работы по развитию речи младших школьников и .........
Объект исследования - речь младшего школьника.
Предмет исследования - развития речи младшего школьника на ......
В процессе выполнения данной работы будем стремиться подтвердить гипотезу о том, что ........
База для исследований: .........
Основными задачами исследования являются:
1. Изучить виды речевой деятельности и ........
2. Изучить работу по развитию речи на уроках русского языка.
3. Определение основных направлений ........
4. Разработать подборку упражнений для ..............
.............
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Виды речевой деятельности
Одним из основных и наиболее важных видов человеческой деятельности издавна считается речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка [12, с.27]. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л.С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Такое понятие, как «виды речевой деятельности» пришло в методику преподавания русского языка из методики преподавания иностранных языков. Это понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи – это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).
Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений, которые необходимо формировать и развивать у детей на уроках русского языка, начиная с младшей школы. Понятие видов речевой деятельности в методике русского языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что........
..............
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
2.1. Методы, приёмы и принципы развития речи на
уроках русского языка
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведем некоторые из методов и приемов развития речи..........
................
ВЫВОДЫ
Изученная тема данной работы является актуальной, о чем свидетельствуют современные и предшествующие им разработки и исследования в области обучения русскому языку в Украине как второму национальному. Ребенок, поступая в школу, должен иметь элементарное представление не только об украинском языке, как своем родном, но также и о русском. Поэтому предпосылки для дальнейшего обучения русскому языку в школе и развитию речи у детей младшего школьного возраста необходимо закладывать еще в дошкольных учебных заведениях.
В ходе выполнения работы была рассмотрена основная и дополнительная литература по выбранной теме, проанализированы различные концепции отечественных и зарубежных авторов, современные учебники и программы по изучению русского языка и развитию речи в младшей школе.
После изучения теоретических основных вопросов развития речи младших школьников мы перешли к практической апробации подобранной системы приемов и методов, что по нашему мнению позволило .............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антоненко-Давидович Б. Як ми говоримо / Б. Антоненко-Давидович. – К., 1994.
2. Бадер В. Розвиток мовлення школярів під час роботи над реченням / В. Бадер. – 2000. - №8.
.......
14. Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык для начальных классов. Учебное пособие / А.А. Форощук, Н.Е. Форощук. – К.: А.С.К., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А...........