Зразок роботи
ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность изучаемого вопроса обусловлена тем, что психология занимает одно из ведущих мест среди научных направлений, способствующих развитию литературоведения. Привлечение новейших достижений мировой психологической науки позволяет по-новому взглянуть на традиционные литературные явления – с точки зрения, способной приоткрыть тайны творчества и внутреннего мира творческой личности. В современном обществе возникает ориентация на гуманистический тип личности, творческую индивидуальность и все более верной становится формула Протогора: «Человек - мера всех вещей». Б.М. Теплова мы встречаем мысль о том, что «художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология. Развернутое доказательство этого тезиса так же, как и установление научно-психологического использования данных художественной литературы, - задача очень важная».
Решение этой задачи, на наш взгляд, предполагает изучение возможностей психологии и литературы в познании человека, определение путей их возможной интеграции в процессе преподавания психологии в учебном заведении.
Сложность интегрированных занятий, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обеспечить сплав органичного сочетания литературного, психологического и жизненного содержания. Показателем успешности таких занятий являются: откровенные ответы на вопросы преподавателя; стремление выступать инициатором диалога; эмоциональность содержания; насыщение деятельности творчеством. Мы считаем, что при таком подходе психология представляется студентам не как абстрактная академическая наука, а как практически полезная система знаний, предназначенная для понимания себя, других людей, объяснения их поступков. Будучи понятой и воспринятой студентами в этом ключе, психология с начала ее познания и в дальнейшем становится для них интересной и полезной для жизни наукой.
Цели и задачи современного литературного образования, обозначенные в Государственном стандарте и Концепции литературного образования, предполагают, прежде всего, формирование личности, способной к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Это требует принципиально нового, деятельностного подхода к постижению искусства слова. Приоритетом литературного образования становится преобразование знаний в активные умения, которые рассматриваются как способность человека сознательно и результативно достигать поставленных целей в условиях обновлённой педагогической реальности.
Ключевым результатом изучения литературы в школе является формирование способности анализировать художественное произведение. Такой анализ предполагает овладение системой умений: интерпретировать биографические сведения о писателе и соотносить их с содержанием произведения, исследовать его структуру, композицию и сюжет, выявлять особенности художественной формы, а также аргументированно объяснять смысловые и эмоциональные аспекты текста.
Учебные программы по психологическому литературоведению подчёркивают, что глубокое понимание художественного текста требует умения раскрывать внутренний мир героя, проводить параллели между личной судьбой автора и сюжетом произведения, анализировать произведение в биографическом контексте, характеризовать персонажей и передавать эмоциональные состояния героев. Однако существующие подходы к литературному анализу формируют данные умения лишь частично, обеспечивая ограниченную передачу духовной информации от автора к читателю.
Чтобы процесс анализа был целенаправленным и методически обоснованным, а не стихийным и интуитивным, учителю следует опираться на принципы преподавания литературного и психологического анализа. Эти принципы следует понимать как основные положения избранной педагогом концепции обучения, определяющие его тактику и стратегию в совместной работе с учащимися над художественным произведением. Подобный подход предоставляет учителю свободу самостоятельного, но научно и методически обоснованного выбора ориентиров и способов педагогического взаимодействия в процессе освоения текста.
ГЛОССАРИЙ
Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.
Долговременная память — это система мозга, отвечающая за хранение информации в течение длительного времени, от нескольких секунд до всей жизни.
Драма — это литературный и сценический жанр, а также род литературы, который характеризуется серьезным содержанием, конфликтами и напряженностью в отношениях между персонажами.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Катарсис — это понятие, которое часто используется в психологии и литературе, и означает очищение или освобождение от накопившейся внутри эмоциональной напряженности.
Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Лирика в литературе — это род, который отображает внутренний мир человека, его чувства, переживания и мысли, часто в стихотворной форме.
Литературный жанр — это категория литературных произведений, объединенных общими признаками, такими как форма, содержание, стиль и тема.
Мотивация — это процесс, побуждающий человека к действию, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость его поведения для достижения определенных целей и удовлетворения потребностей.
Мышление — это высшая психическая функция, процесс познавательной деятельности, обеспечивающий отражение существенных связей и отношений между объектами действительности.
Ознакомительное чтение – это быстрое чтение для предварительного ознакомления с текстом с целью понимания его общего смысла, чтобы в зависимости от ценности информации отбросить ее или выбрать для более вдумчивого изучения.
Память — это психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении, воспроизводстве человеком его опыта, и дает возможность его повторного применения в жизнедеятельности человека.
Представляющая сила - сохранение и восстановление образов предметов после исчезновения их перед глазами, после непосредственного ощущения их.
Психология чтения – область исследований, изучающая чтение как деятельность, его роль в развитии личности; влияние объективных и субъективных факторов на производительность чтения; формирование культуры чтения, психологические составляющие обучения чтению как одного из ведущих каналов самостоятельного приобретения знаний, важного фактора интеллектуального развития личности, центрального звена самообразовательной деятельности.
Психологизм – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Роман – это крупное по объему прозаическое литературное произведение, в котором развернуто повествуется о жизни и развитии личности главного героя (или героев), часто в сложной сюжетной линии, включающей множество событий и персонажей.
Сканирование – это быстрый просмотр текста для поиска нужного факта, фамилии, даты.
Трансакционный анализ — психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.
Эмпатия — это способность понимать и разделять чувства другого человека, то есть способность поставить себя на его место и почувствовать то, что он чувствует.
Эпос – это род литературы, характеризующийся повествованием о значительных исторических событиях, подвигах героев и жизни целых народов.
Модуль 1. Теоретико-методологические основы психологического литературоведения
Глава 1. Введение в дисциплину и методологию анализа
Лекция 1. Основы психологического анализа литературного произведения
План
1. Предмет психологического литературоведения
2. Задачи психологического литературоведения
3. Функции психологического литературоведения
4. Принципы интерпретации текста
1. Предмет психологического литературоведения
Главной привлекательной чертой художественной литературы является её способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. По утверждению представителей психологического направления, один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого определяется тем, что, говоря о душе человека, он говорит с каждым читателем о нем самом.
В понятие психологизма включается обычно глубокое изображение собственно внутреннего мира человека, то есть его мыслей, переживаний, желаний. О психологизме как особом, качественно определённом явлении, характеризующем своеобразие стиля определённого художественного произведения, есть смысл говорить лишь тогда, когда в литературе возникает форма прямого изображения процессов внутренней жизни, когда литература начинает достаточно полно и подробно изображать такие душевные движения и мыслительные процессы, которые не находят себе внешнего выражения, когда, соответственно, в литературе появляются новые, композиционно рассказанные формы, способные сохранить скрытые явления внутреннего мира.
Художественная литература XIX века с особой остротой и настойчивостью поднимала проблемы идейно-нравственного человеческого естества, моральной ответственности личности, предъявляла человеку высшие этические требования, не допуская поблажек и компромиссов. Поэтому читателя привлекало не только то, что литература расширяет и углубляет наши представления о внутренней жизни человека, но в первую очередь то, что она говорит нам много нового и очень ценного о той духовной работе, которая воплощается в мыслях и переживаниях, открывает нам неизвестные ранее глубины человеческого естества.
XIX век характеризуется заинтересованностью мировой науки и искусства психологией и ее влиянием на взаимодействие человека и общества, внутренними мотивами и переживаниями людей. Хотя и с небольшой задержкой, но мировые тенденции литературы и возникновение психологической школы в литературоведении, теорий психологии творчества и т. д. не могли не повлиять на художественную литературу. Толкование психологизма в художественной литературе второй половины XIX века связано с научным исследованием художественных произведений. Использование средств психологизма характеризует личность писателей, каждый из которых имеет своё лицо, свой почерк, то индивидуально-неповторимое, что отличает одного человека от другого.
Предметом изучения психологической школы была внутренняя, психологическая сторона художественного творчества, которая была принята за сущность искусства. Ведущие мировые деятели того периода перешли от социологического подхода к общественным явлениям, заменяя его психологическим.
Долгое время психологизм не имел однозначного исчерпывающего теоретического и историко-литературного толкования. Это обусловлено тем, что литература по-разному понимала происходящее в глубинах человеческого бытия. Поэтому, закономерно и философы, и писатели XIX ст. пришли к выводу, что духовно-душевные сдвиги не могут быть непосредственно выражены словами, поскольку внутренний мир оказался не менее значительным и величественным, чем сама Вселенная.
Неуверенность относительно понятийного толкования психологизма, очевидно, была одним из сдерживающих факторов, чтобы ввести его в словари и справочники.
Ныне в энциклопедиях и словарях раскрываются понятия психологии творчества писателя, психологической школы в литературоведении, психоанализе и т. д. На волне «оттепели» проблема психологизма актуализировалась, сложились благоприятные условия для републикации классического достояния Л. Н. Выготского, издания трудов французского психолога Ж. Пиаже.
Со временем это научное направление пополнилось разработками М. Кодака. Уже в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в научное обращение были возвращены работы З. Фрейда. В таком контексте достижения 60-х годов прошлого века отличаются глубоко теоретическим подходом к психологизму, появилось определение психологизма и психологического анализа, рассмотрена типология художественного психологизма и средства, формы, приёмы его выражения.
Современное литературоведение, опираясь на огромный опыт мирового, начинает заглядывать и в тайны художественных лабораторий украинских писателей, исследуя особенности их личностей (В. Агеева, Т. Гундорова и др.).
В центре внимания писателей-психологов – изображение душевного состояния героев во всей его сложности и противоречивости: с внутренними конфликтами, изменчивыми настроениями, глубинными кризисами и постепенной трансформацией личностных черт. Основной акцент делается на динамику характера как на многоуровневый процесс, включающий борьбу мотивов, эмоциональных состояний и мировоззренческих сдвигов.
Современное литературоведение уделяет значительное внимание исследованиям проявлений психологизма в казахской литературе. Это находит отражение как в эпизодических аналитических подходах к конкретным произведениям, так и в специальных исследованиях, посвящённых изучению психологической составляющей творчества отдельных писателей, литературных групп или объединений, чья эстетика, тематика и стилистика формируют определённое психологическое направление или тип художественного мышления.
Это направление литературоведения развивается достаточно активно и демонстрирует высокую продуктивность. Однако в сфере теоретико-методологических оснований наблюдается определённая сложность: отечественные исследователи зачастую вынуждены опираться на концептуальные модели, которые, несмотря на их научную значимость, не всегда соответствуют актуальным задачам и могут не выдержать проверку временем.
Цели психологического литературоведения заключаются в изучение и объяснение психологических процессов, отраженных в художественных произведениях, а также анализ воздействия литературы на читателей с психологической точки зрения.
Структура предмета психологического литературоведения проиллюстрирована в Рис. №1.
Рис. №1. Структура предмета психологического литературоведения
Психологическое литературоведение как научная дисциплина исследует взаимосвязь между психологией и литературным творчеством. Его предметное поле охватывает как психологические механизмы, лежащие в основе создания и восприятия художественного текста, так и отражение глубинных психических процессов человека в структуре и содержании литературного произведения.
2. Задачи психологического литературоведения:
– Выявление психологических закономерностей в литературном творчестве, понимание, как психология влияет на создание текста, на выбор тем, образов, стилистических приёмов;
– Раскрытие психологической глубины литературных произведений: помощь читателю в понимании сложных характеров, мотивов поведения героев;
– Изучение влияния литературы на человека, определение психологического воздействия, которое оказывает чтение на читателя, его эмоциональное состояние, мировоззрение;
– Развитие психологической теории, а именно использование литературы как источника для изучения психологии человека, выявления ее новых закономерностей;
– Вклад в практику психотерапии, использование литературы для психотерапевтических целей, помощи в самопознании.