Зразок роботи
Введение
Детская психология – раздел возрастной психологии, посвященный исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным методом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирование различных типов деятельности ребенка.
Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был свойствен всей передовой научно-педагогической мысли Нового времени, начиная от Х. Вивеса, Я. А. Коменского и Дж. Локка. Во второй половине ХVIII века этот интерес резко, обострившийся в связи с подъемом экономической жизни и потребностью в новых формах образования, запечатлели труды Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци. Последний прямо указывал, что хочет построить весь процесс обучения на психологической основе. Но такая основа еще не была подготовлена наукой. В конце XIX века в развитии возрастной психологии соединились два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга – исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографическое исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок.
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.
Вопросы, волновавшие общество с конца ХVIII века, являются актуальными и сейчас. Задача понимания ребенка встала на черед дня, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно, ведь через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Учитывая все вышесказанное, я считаю важным рассмотрение такого вопроса, как «Предмет детской психологии. Связь детской психологии с другими науками. Ее задачи и значение».
Цель работы – раскрыть предмет детской психологии, рассмотреть процесс развития данной науки и связь ее с другими, обозначить задачи.
Для достижения указанной цели передо мною были поставлены следующие задачи:
1) изучить предмет детской психологии,
2) проанализировать процесс развития детской психологии,
3) рассмотреть связь детской психологии с другими науками,
4) выявить ее задачи.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы, включающего 8 источников.
Заключение
Трудно переоценить значение детской психологии для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения.
Поэтому в процессе выполнения данной работы мною было изучено предмет детской психологии, проанализировано процесс ее развития. Также мною было рассмотрена связи детской психологии с другими науками и выявлены задачи данной науки.