0 800 330 485
Працюємо без вихідних!
Гаряча лінія
Графік роботи
Пн - Пт 08:30 - 20:00
Сб - Нд 10:00 - 17:00
Пишіть в чат:
Для отримання інформації щодо існуючого замовлення - прохання використовувати наш внутрішній чат.

Щоб скористатися внутрішнім чатом:

  1. Авторизуйтеся у кабінеті клієнта
  2. Відкрийте Ваше замовлення
  3. Можете писати та надсилати файли Вашому менеджеру

«Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи детей дошкольного возраста» (ID:488667)

Тип роботи: курсова
Дисципліна:Психологія
Сторінок: 49
Рік виконання: 2021
Вартість: 700
Купити цю роботу
Зміст
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….. 1.1 Понятие познавательной сферы в психолого- педагогических исследованиях ……………………………..……….….. 1.2 Особенности познавательных процессов и речи дошкольника.......… Выводы по первой главе…………………………………………….…….. ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………… 2.1 Описание методов исследования……………………………..….….. 2.2 Анализ методик по развитию психических процессов и речи дошкольников ……………………………………………….……………….…. Выводы по второй главе…………………………………………..……………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….... ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…  
Не підійшла ця робота?
Ви можете замовити написання нової роботи "під ключ" із гарантією
Замовити нову
Зразок роботи
ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст - это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций организма. В это время четко проявляются как общие возрастные особенности, так и индивидуально - типологические черты. В период дошкольного детства развиваются потребности и на этой основе разнообразные интересы. Диапазон потребностей довольно широкий – от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни, до социальных, в основе которых лежит способность ребенка ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и сверстниками. У дошкольников развивается интерес к игре, труду и другим видам деятельности. Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Особую значимость представляет исследование в области познавательной сферы в работах Л. С. Выготского. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность – познавательные процессы, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) входят как составная часть в любую человеческую, в том числе и в речевую деятельность и обеспечивают необходимую для нее информацию. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника обобщение собственного чувственного опыта, эмпирического обобщения. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 3 - 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. Актуальность исследования Основы будущей личности закладываются на этапах психического развития в дошкольном детстве. И именно в этот период уделяется как можно больше внимания для исследований в таких областях как воспитание и обучение. В последние годы в современной психологической науке имеется всё больше наработок психодиагностических и развивающих средств, которые позволяют диагностировать и развивать познавательные способности детей дошкольного возраста. Такие познавательные психологические процессы, как восприятие, мышление, память, ощущение и воображение, помогают детям приобретать знания о себе и об окружающем их мире, осваивать и запоминать информацию, и в дальнейшем решать определенные задачи. Внимание является обязательной необходимостью при развитии психических процессов, а один из важных средств понимания и мышления является речь. Проблема исследования. Определение возможностей развития познавательной сферы дошкольника и применение адекватных психолого-педагогических приемов развития познавательных процессов. Цель исследования. Изучить особенности развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста используя методы диагностики. Объект исследования: познавательная сфера личности Предмет исследования. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Накопленные в дошкольный период знания и умения создают предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению сложных и разнообразных знаний и умений а также развития речи. Задачи исследования: 1) Проанализировать понятие познавательной сферы в психолого-педагогических исследованиях; 2) Рассмотреть специфику развития познавательной сферы детей дошкольного возраста в игровой деятельности; 3) Выявить особенности диагностики познавательных процессов и речи дошкольника; 4) Определить уровень развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста в «Детский сад комбинированного типа «Сказка» г.Луганск»; Методы исследования: теоретические - анализ литературы по изучению дошкольного возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, изучающих особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Л. С. Выготский (Идея о знаковом опосредствование), А. Н. Леонтьева (Произвольное запоминания у дошкольников. Закон « параллелограмма развития»).Д. Б. Эльконин (Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок). П. И. Зинченко (Непроизвольное запоминание). З.М. Истомина (Три мнемических уровня развития памяти детей 3 - 7 лет); а так же А. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, занимающиеся вопросом об исследовании мышления. А.В.Запорожец. (Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте). эмпирические - методики диагностики образно - логического мышления: «Раздели на группы», методики диагностики речи «Расскажи по картинке», «Назови слова». Экспериментальная база исследования представлена - «Луганское дошкольное учебное учреждение детский сад комбинированного типа "СКАЗКА"», город Луганск. Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования. Состоят в обобщении теоретических концепций по выявлению особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования. Нами было проведено эмпирическое исследование на определение особенностей развития познавательных процессов детей дошкольного возраста методом психодиагностических тестов. Данная работа позволит педагогу - психологу изучить познавательную сферу ребенка дошкольника. Материалы исследования могут быть полезны и воспитателям как методическое пособие. Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, выводов к ним и общего заключения. В работе содержится три таблицы, три диаграммы. Библиографический список насчитывает 27 источников и 4 приложения. Общий объем работы 49 страниц.   ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие познавательной сферы в психолого-педагогических исследованиях Современному обществу особо необходимы люди, которые имеют высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способны решать сложные экономические, политические, социальные, научно-технические вопросы. Познавательная сфера является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Как один из важнейших факторов обучения феномен познавательной сферы привлекает внимание многих учёных. Для раскрытия сущности и содержания данного понятия необходимо начать с научного определения термина «познавательная сфера». Согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике познавательная сфера – «познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение» [9; с.54]. Синонимом данного определения является когнитивная сфера. На данном возрастном этапе познавательная активность ребенка имеет свою специфику, и именно в дошкольном возрасте зарождается первичный образ окружающего мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в мире. Выделяется три компонента в познавательной сфере: 1. Познавательные процессы: восприятие; внимание; память; воображение; мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация; сравнение и пр.). 2. Информация: опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира; а также источники информации, где человечество отражает, фиксирует, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития. 3. Отношение: рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира. Данные компоненты определяют и дополняют друг друга тем самым образуя тесную связь между собой. Работа педагога со всеми тремя компонентами обеспечит качественное познавательное развитие дошкольников. Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми дошкольниками разных возрастов позволили обобщить определение процесса познания как сложного психического образования, в котором можно выделяются минимум 2 компонента, связанных между собой. Первый компонент познания – информация, которая состоит из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится то, что интересует ребенка; что он выбирает из окружающего мира для своего познания; способы, при помощи которых ребенок получает информацию, а именно – способы познания и средства познания; переработка информации на разных возрастных этапах – систематизация, сбор, забывание, анализ и синтез данных и так далее. Информацию, поступающую извне, например, факты, сведения, события, не рассматривают как самоцель (знание ради знаний). Информацию рассматривают как развивающее средство, необходимое для познавательного развития ребенка, его навыков, умений и способов познания. Вторым компонентом познания является отношение к происходящему. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Помимо получения информации ее обработки у человека, помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он воспринимает. Одобрение или разочарование, восторг или обида и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением». У взрослых и детей постижение и его эмоциональный отклик происходят по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней идет следом. Взрослые могут выразить, определить отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение - первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят воспринимать то, к чему относятся негативно. Именно эта особенность детей широко используется в педагогической практике, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Единой функциональной системой дошкольника, которая позволяет познать окружающий его мир, является познавательная сфера. Особенно интенсивно познавательное развитие происходит именно в период дошкольного возраста. В процессе постепенного взросления и развития, ребенок, складывая свою картину мира, превращается в активную личность. В этом ему помогают психические процессы, способности, включение в деятельность, интерес. Рассмотрим главные средства развития познавательной сферы дошкольников. 1. Познавательные процессы. Познавательными процессами называют психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей действительности. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются данные процессы: мышление, память, воображение, восприятие. Внимание является «проводником» в формировании каждого перечисленного психического процесса. Именно оно транспортирует информацию из окружающего мира в мозговой центр ребенка. Все познавательные процессы тесно взаимосвязаны. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами. Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации, и в применении материала в новых условиях. В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала. 2. Познавательные способности. Восприятие информации и ее осмысление, наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них – всё это относится к познавательным способностям детей дошкольного возраста, что в свою очередь является фундаментом для развития интеллекта. 3. Интерес. Эффективным средством обогащения познавательной сферы дошкольника является устойчивый интерес. «Пытливый ум» выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений. Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. 4. Познавательная активность. Познавательная активность также является важной составной частью опирающейся на интерес дошкольника. Заинтересованность ребенка может проявляться в разных направлениях и различными способами. Также он может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи. И у дошкольников отмечается стремление поделиться своими новыми знаниями с родителями или сверстниками. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Заинтересованный ребенок является инициатором увеличения своей информационной базы благодаря часто задаваемым вопросам и доступным для его понимания ответам родителей и педагогов. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать. Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития родители и педагоги должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию в дошкольной образовательной организации, но и в повседневном общении с детьми. Понятие «развивающая среда» было введено Джорджем Равеном как пространство развития компетентности. «В такой среде, – по словам Дж. Равена – люди имеют возможность стремиться к целям, которые их интересуют, и в процессе их достижения развивать свою компетентность». Среда должна быть источником обогащения детской деятельности. Всем детям с первых дней пребывания в дошкольном образовательной организации (далее детском саду) нужна радостная атмосфера. Полноценное детство – это своя личная территория, место, оборудованное с любовью, пониманием возраста, души и стремлений каждого ребенка. В нужных условиях под руководством воспитателя ребенок становится дизайнером этого пространства. Одно из основных условий создания предметно-развивающей среды в группе – опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и детьми, что значит «воспитатель не рядом, не над, а вместе с детьми, на уровне их глаз». Предметно-развивающая среда в группе должно быть динамичной и изменяться в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, времени года, тем, которые изучаются. Она должна предусматривать создание определенных центров (уголков, зон) в зависимости от программы, обучения и воспитания детей, чтобы дети имели возможность заниматься одновременно разными видами деятельности по собственному желанию и интересам (рассматривать иллюстрации, играться, выполнять упражнения и т.д.), не мешать друг другу, а также по собственному выбору переходить от одного центра деятельности к другому, от спокойных занятий к активным. Групповые комнаты необходимо обустраивать мебелью согласно росту детей, а все игрушки и материалы должны быть сертифицированы. В зависимости от площади групповых помещений, потребностей и интересов детей, их предпочтений, воспитатель сам определяет количество ячеек (центров, зон, уголков), их размещение и область соединения. Как известно, незаполненная и бесцветная предметно-игровая среда негативно влияет на детей, что в свою очередь «тормозит» развитие личности. Перенасыщение предметной среды так же негативно влияет на психическое состояние детей. Лишь периодически воспроизводимая, много вариативная и удовлетворяющая интересы организованная предметно-игровая среда может иметь развивающее влияние и побуждать у детей мыслительные процессы к активной познавательной деятельности. В прошлые времена во многих гуманистических науках о воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста первостепенное значение уделялось проблеме о создании предметно-игрового окружения детей. Принцип естественной целесообразности развития через заложенные у детей жизненные силы и творческие способности встречается в учениях М. Монтессори. Она отстаивала мысль о развитии и обучении детей с применением дидактического материла. И для этого в группах должен быть правильно и тщательно подобранный разный дидактический материал (всегда чистого, яркого, эстетического, доступного): ● материал для воспитания органов чувств (моторных, осязательных,∙ зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых); ● материал для обучения письму и чтению; ● материал для обучения счета (до 10 и более). Материалы по своей структуре и логической последовательностью способствуют сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка изначально закладывает фундамент общего умственного развития и, соответственно, обеспечивает приобретение знаний об окружающем мире. Московские авторы (А. Грашин, С. Новоселова, Л. Кузьмичев Л. Парамонова) разработали концепцию развивающей среды, используя комплексный подход к осуществлению организации предметно-игровых развивающих условий. В развивающей среде происходит множество разнообразных процессов. Их можно определить, как отдельные специфические пространства, взаимодействующие между собой, тем самым создавая единое целое. Для каждой возрастной группы создаются игровые комнаты – специальные помещения, состоящих из структурной среды интеллектуального развития и способствующие для осуществления различной творческой деятельности, например, танцкласс, студия изобразительного искусства, спортивный зал. И также существуют универсальные игровые зоны для всех возрастных групп. Не мало важно чтобы развивающая предметная среда могла удовлетворить все потребности ребенка и развивать его творческие способности. А. Запорожец разработал концепцию психолого-педагогического обогащения развития детей: оптимальными условиями для реализации способностей и возможностей ребенка считаются те, при которых осуществляется максимальное обогащение содержания форм и видов деятельности непосредственно через взаимодействие взрослого и ребенка. Осуществить данную предметно-игровую среду можно при учете к условиям следующих требований: ● предметно-игровая среда должна быть сообразна возрасту детей и соответствовать их функциональным возможностям с незначительным превышением степени сложности; ● предметно-игровая среда должна быть динамичной, вариативной,∙ разнообразной; ● игровое пространство должно способствовать ориентировочно-познавательной деятельности, обеспечивать усвоение новых знаний, ● формирование умственных действий, развитие ведущих психических процессов ребенка; ● нельзя забывать о значении форм и цвета – именно они придают выразительность объектам и событиям и благодаря сопоставлению помогают ребенку получить достоверные знания об окружающей среде; ● необходимо включать в предметно-игровую среду национальные, этнокультурные особенности, чтобы ребенок творчески приобщался к духовным ценностям народа, учился любви к родной земле. ● В соответствии с возрастным периодом должна быть составлена своя предметно-игровая среда. Дети младшего дошкольного возраста очень подвижны, поэтому пространство должно быть более свободно и следует выделить место для уголка со спортивными принадлежностями. Для разнообразия в таких игровых комнатах педагогами создаются различные дорожки «движения» 18 для выполнения различных упражнений: ходьба, ползание, преодоление препятствий. Для среднего возраста характерны сюжетно-ролевые игры. Особенностью данных игр является использование объектов-заменителей, которые воссоздают общий замысел в игровой форме, например, из конструктора можно построить пирожное и накормить ей куклу. Такое своеобразие в играх играет огромную роль в интеллектуальном развитии детей, развивается воображение. В среднем дошкольном возрасте у детей также проявляется интерес к языку, и соответственно, игровую деятельность нужно наполнять всевозможными дидактическими материалами: давать детям играть с различными строительными материалами для конструирования, и также важно проводить с детьми всевозможные эксперименты. ● В старших возрастных группах необходимо стимулирование познавательной активности – предлагать детям решать головоломки, читать им различные энциклопедии и иллюстрационные издания, рассматривать детские журналы, пересказывать сказки, загадывать и отгадывать загадки и т.д. В игровой комнате следует выбрать уголок для дидактического материала, который позволит детям в любое время самостоятельно выбирать игры. Таким образом, познавательная сфера – проявление творчества, самостоятельности, инициативы в процессе деятельности, а также стремление постичь, понять, узнать, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения какой-либо задачи или проблемы. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. «Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» - отмечает М.Ф. Фомичева [10;с. 50]. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Развитие словаря и грамматического строя речи. На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания [14; с. 175]. 1.2 Особенности познавательных процессов и речи дошкольника Рассмотрим возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Рассмотрим особенности познавательных процессов, таких как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Особую роль играет развитие памяти и мышления для ребенка дошкольника. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминание литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной. В раннем в дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти. Эту особенность очень точно сформулировал К.Д.Ушинский: «Если...хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертания изображений, по в глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая — третью». Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность через установление его взаимосвязи с целями, мотивами способами этой деятельности. Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным». Развитие ребенка необходимо рассматривать как непрерывный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка. Наступает момент, когда возросшие возможности ребенка, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Другими словами, возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Освоение ролевых функций в процессе игровой деятельности ребенка проявляется не только в реализации трудовых имитационных потребностей. Играя, ребенок сам интуитивно, неосознанно реализует себя как личность, которая пользуется уважением окружающего игрушечного мира, востребована в этом мире, играет важную роль в этом одновременно игрушечном и настоящем мире, способна строить планы, принимать решения, от которой зависит судьба той или иной игрушки. Важность процедур такого рода очевидна с многих точек зрения. Как минимум, в связи с тем, что помогает ребенку хотя бы в игре и хотя бы частично почувствовать себя взрослым, так сказать, войти в роль взрослого человека, «примерить на себя» этот тип поведения. Факт неосознанности такого поведения ни в коей мере не мешает его продуктивности.