Зміст
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Сущность системы управления конкурентоспособностью предприятия и ее элементы
1.2. Методы управления издержками
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ угледобывающей отрасли Украины
2.2. Общая характеристика деятельности
2.3. Анализ финансовой устойчивости и структуры затрат производства продукции
РАЗДЕЛ 3. МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Перспективные направления внедрения инновационных мероприятий, направленные на снижение издержек на предприятиях угледобывающей отрасли
3.2. Системно-динамическая модель управления себестоимостью продукции в системе повышения конкурентоспособности предприятий угледобывающей отрасли
3.3. Апробация системно-динамической модели управления себестоимостью продукции предприятий угледобывающей отрасли
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Аннотация
В магистерской работе исследованы теоретико-методологические основы повышения конкурентоспособности предприятий.
Проанализированы основные показатели производственно-экономической деятельности исследуемого предприятия. Выполнен анализ показателей финансовой устойчивости. Проведен анализ угледобывающей отрасли Украины.
Разработаны научно-практические рекомендации по дальнейшей организации деятельности предприятия, построена системно-динамическая модель управления структурой затрат на продукцию предприятий угледобывающей отрасли.
Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Для того, чтобы прибыль возростала необходимо, чтобы предприятие поддерживало и увеличивало уровень своей конкурентоспособности на фоне других игроков рынка.
Конкурентоспособность - способность предприятия делать что-то лучше, чем его конкуренты, что позволит ему привлечь новых и сохранять существующих потребителей.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
Cпрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи с этим актуализируется проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства, т.е. все большую актуальность приобретает проблема снижения себестоимости.
Себестоимость - это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как предприятие решает вопросы снижения себестоимости продукции.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что оптимизация расходов, образующих себестоимость выпускаемой продукции напрямую связана с эффективностью работы предприятия и с тем, получит ли предприятие прибыль, и, следовательно, насколько конкурентоспособным оно сможет оставаться, ведь, чем больше предприятие получит прибыли, то тем больше средств сможет выделить на свое дальнейшее развитие.
Целью данной работы является изучение конкурентоспособности исследуемого предприятия, разработка предложений по ее повышению за счет различных мер, основными из которых являются действия направленные на снижение себестоимости продукции.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
• определение понятия конкурентоспособности продукции;
• изучение методов управлеия издержками;
• изучение методов оценки конкурентоспособности продукции;
• определение состава затрат образующих себестоимость продукции;
• анализ себестоимости продукции исследуемого предприятия;
• формирование направлений снижения себестоимости продукции для повышения уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Изучением проблемы высокого влияния себестоимости продукции на конкурентоспособность предприятия в своих работах занимались такие отечественные и зарубежные ученые как Вилла Р.В., Грищенко О.В., Гиляровская Л.Т., Друрп К., Данилюк М.О., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А., Ермолович Л.Л., Киреева Н.В., Волкова О.Н., Ковалев В.В., Любушин Н.П., Маркарьян Э.А., Молибог Т.А., Пястолов С.М., Ришар А.Ж., Савицкая Г.В., Спгела Дж., Хорпгрен Ч., Чернышева Ю.Г., Шеремет А.Д., Шима К.
Объектом исследования выступает процесс управления издержками продукции в контексте повышения конкурентоспособности предприятия.
Предмет исследования - теоретико-методологические и практические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия за счет снижения себестоимости продукции.
Методологической основой исследования выступала специальная экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, статистическая и оперативная отчетность о работе предприятия.
Методы исследования - обобщение теории и историко-экономический анализ, абстрагирование, анализ и синтез, статистический, диалектической логики и системно-структурного анализа, анализ иерархий, сравнение, индукция, методы системно-динамического моделирования.
Научная новизна работы состоит в определении степени влияния различных факторов на уровень конкурентоспособности предприятия, основным из которых является себестоимость производимой продукции, а также в разработке научно-практических рекомендаций по дальнейшей организации деятельности предприятия, построении системно-динамической модели.