Зразок роботи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальная работа с беспризорными детьми – это социально значимая работа над проблемой, которая охватывает различные аспекты жизнеустройства детей и подростков и требует государственного подхода к ее разрешению.
В настоящее время появление беспризорных и безнадзорных детей связано с нарушением психического, психологического и нравственного здоровья общества. Сложные социально-экономические условия в стране, бедственное положение ряда семей, неблагоприятный морально-психологический климат в них стали причинами детской безнадзорности и беспризорности. Дети, стремясь избежать тягот семьи с низким уровнем жизни, спасаясь от физического и психологического насилия родителей, уходят из семьи, пополняют ряды людей, нуждающихся в социально-педагогической защите и поддержке. Задача социального работника — сконцентрировать усилия, направленные не только на борьбу с последствиями отклонений от норм социального развития несовершеннолетних, но и, главным образом, на их предупреждение.
Давайте же посмотрим глубже на громадный человеческий потенциал, который корнями уходит в раннее детство. Во всех культурах ребенок всегда рос в семье потому, что именно в семье, в самые первые годы жизни закладывается фундамент мироощущения, духовного и физического развития, социального и интеллектуального роста.
Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. На сегодняшний день в Украине это богатство гибнет: что можно ждать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках, чему их может научить улица, кем они станут, достигнув совершеннолетия Известно, что положение детей в любом государстве — это показатель морально-нравственного здоровья общества.
Проблема детской беспризорности и безнадзорности в нашем обществе явление сопровождающиеся войнами, революциями, большими потерями населения, такими, как в настоящие время в зоне антитеррористической операции, где с каждым днём увеличивается количество детей с неопределенным статусом. В связи со сложными процессами, в которых замешана милиция в зоне АТО, сегодня нет чиновников, которые бы подтвердили акты о найденном, подброшенном ребенке, отказе матерей от новорожденных детей.
Опасность беспризорности состоит в том, что в этой среде преобладают необратимые процессы в плане духовного развития личности, в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Детская беспризорность способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества.
Беспризорные дети — это чаще всего изгои семьи, школы, организованного социума, это жертвы отчуждения и отторжения их обществом. Находясь, длительное время в беспризорной среде, представленные самим себе, выживая за счет, средств полученных, как правило, незаконным путем, беспризорные дети вырабатывают свою философию жизни и образуют особую субкультуру, со своим специфическим набором ценностей и норм, вступающих в противоречие с теми ценностями и нормами, которые утверждаются как общее достояние в национальных, цивилизованных рамках.
Отечественные и зарубежные деятели, ученые исследовали причины, закономерности, условия, порождающие детскую безнадзорность и беспризорность, определяли профилактические меры и педагогические методы работы с данной категорией детей.
Психолого-педагогические выявление причин отклоняющегося поведения, поиск путей и средств его предупреждения освещены в работах В.Г. Баженова, Ю.В. Гербеева, О.Н. Меншиной, А.И. Островского, Е.И. Петухова, В.А. Попова, а формы, методы и условия профилактики и коррекции изучались в работах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.А. Грищенко, В.Н. Гурова, также рассматривалась активизация коррекционно-реабилитационной работы в учреждениях интернатного типа с дезадаптированными детьми и подростками в исследованиях И.П. Башкатова, Ю.В. Гербеева, И.А. Невского.
Объект исследования: беспризорные дети.
Предмет исследования: особенности социальной работы с беспризорными детьми.
Цель исследования: изучение особенностей социальной помощи беспризорным детям.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме.
2. Проанализировать понятие беспризорности и в частности раскрыть их положение в современном украинском обществе.
3.Проанализировать социально-психологическую характеристику беспризорных детей.
4. Изучить и описать методы социальной работы с беспризорными.
5.Изучить деятельность государственных и не государственных организаций влияющие на проблему беспризорности.
Методы исследования: герменевтики, интроспекции, гносеологический (познавательный) метод, методы индукции, дедукции, анализ, синтез, сравнения и обобщения.